Карта сайта Вход в личный кабинет Обратная связь      Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета - фотошкола - статьи и советы о фотографии и фотосъёмке на digicam.com.ua. курсы фотографии
Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета - фотошкола - статьи и советы о фотографии и фотосъёмке на digicam.com.ua. курсы фотографии
Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета - фотошкола - статьи и советы о фотографии и фотосъёмке на digicam.com.ua. курсы фотографии
Цифровые фотоаппараты
Подбор Сравнение Акссесуары
Цифровые видеокамеры
Подбор Сравнение
Камерофоны
Подбор Сравнение
Фотогалерея
Лучшие Теги Добавить фото
Статьи
Термины Новости Уроки
Инструкции
  а также Форумы...
Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета - фотошкола - статьи и советы о фотографии и фотосъёмке на digicam.com.ua. курсы фотографии
 
  Главная » Статьи  » Фотоличности  » Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета

     2005-07-31 19:18:43      Добавить статью   |  следующая >       Отправить ссылку с описанием другу   Версия для печати   

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.
Моисей Наппельбаум
(1869–1958)

Его творческий путь, начавшийся в 80.е годы ХIХ века, продолжался более 70 лет. За это время фотограф сделал тысячи портретных работ, вошедших в золотой фонд искусства светописи.

 

Моисей Соломонович Наппельбаум родился в 1869 году в Минске. В 14 лет родители отдали его учеником в портретное ателье «Боретти». Сын польского архитектора, интеллигентный и образованный человек, он не только обучил мальчика азам фотографического ремесла, но и помог развить его вкус. Наппельбаум начинал учеником копировщика — человека, который печатал портреты. В ту пору это была самая низкая ступень фотографического ремесла: выше стояла работа ретушёра, ещё выше — фотографа. Боретти,

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

 почувствовав способности мальчика, иногда во время своего отсутствия разрешал ему снимать самостоятельно. Спустя три года ученичества Наппельбаум начал получать жалованье фотографа. Желанию Наппельбаума учиться мешало не только отсутствие пособий по съёмке фотопортрета, но и бытовавшие тогда в среде фотографов нравы. Каждый портретист «изобретал» какой-то особый приём съёмки или печати и всячески утаивал его. Сказывались законы жёсткой конкуренции. Но молодой фотограф всё равно ухитрялся учиться: внимательно изучая витрины московских ателье, он остро ощущал разницу в тех эстетических нормах, которым следовали его коллеги.

 Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

Всю жизнь Наппельбаума будет тянуть «к перемене мест»: Козлов, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава, города Соединённых Штатов Америки… Лишь в 1895 году, вернувшись в родной Минск, Наппельбаум, наконец, открывает своё фотоателье. Минский период в творчестве мастера занимает 15 лет. Именно в те годы начинается формирование некоторых творческих принципов: он бросает открытый вызов своим коллегам-фотопортретистам, среди которых в ту пору процветала склонность к пошловатой красивости. Наппельбаум отказался от назойливых, повторяющихся в снимках аксессуаров. Перестал использовать белые и серые однотонные фоны. Отверг статичность поз, создающих ощущение искусственности. Вместо ставшей каноном групповой «трёхъярусной» композиции предлагал живые сцены общения людей. В 1910 году Наппельбаум переезжает в Петербург. Пройдёт время — и он станет владельцем собственной фотостудии, расположенной в самом центре города, на Невском проспекте. Семья фотографа была большой и дружной: жена, четверо дочерей, сын.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

В доме Наппельбаума по понедельникам собирались известные поэты: Ахматова, Гумилёв, Кузмин, Лунц, приходили и музыканты. В комнату набивалось 30–40 человек: здесь увлечённо спорили об искусстве, читали стихи, слушали музыку. Даже в тяжёлые годы войны и революций жизнь салона не прекращалась: молодые литераторы и музыканты собирались в красивом доме на Невском. Хозяин дома старался по мере сил поддерживать участников «понедельников». И в голодную пору каждому гостю салона предлагали чашку чая и крошечный бутерброд. Между тем имя Моисея Наппельбаума становилось всё более и более известным. «Иной раз, — писал фотограф, — я часами мучил заказчика, пересаживая с места на место, делая по 10–12 снимков, заставляя его то надевать пальто или шляпу, то снимать, требуя иногда, чтобы клиентка поехала домой и надела другое платье или переменила причёску, которая, по-моему, должна ей больше идти. Случалось и так, что заказчик приходил получать уже готовую работу, а я, увидев его в другой одежде, начинал работу снова». В ту пору в среде фотографов было в моде «рембрандтовское» освещение. Вскоре Наппельбаум понял, что модное поветрие не имеет ничего общего с первоисточником. «К чему сводилось освещение «Рембрандт» в фотографии? — писал портретист, вспоминая это время.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

— Резкое боковое или заднее освещение, пучок лучей, направленных на лицо, руки или часть фигуры. Вот и всё». Нап. пельбаум приходит к решению использовать один источник света в своей работе. Считалось, что художественный снимок можно сделать, имея не менее 3.х источников света. Но в 1915 году фотограф начинает применять в качестве единственного источника света электрическую лампу в 1000 ватт, помещённую в самодельный софит, напоминающий по форме перевёрнутое ведро. «Если я достиг чего-либо в искусстве фотопортрета, то в значительной мере благодаря этой довольно примитивной по конструкции лампе. Она сразу дала освещение, которого мне так не хватало».

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

В середине 20.х годов Наппельбаум переезжает в Москву, где живёт безвыездно вплоть до начала Великой Отечественной войны. Именно в эти годы им сделано большинство его портретных работ. «В своё время меня упрекали в печати, что на моих фотоработах нет атрибутов, указывающих на профессию». Будто споря с подобными прямолинейными представлениями о задачах портрета, мастер в своей трактовке образа человека нередко сознательно шёл к цели «от Моисей Наппельбаум (1869–1958) А. Блок М. Горький Ф. Раневская Е. Люком мировое имя противного», максимально далеко уходя от профессии портретируемого. В целом же Наппельбаум был известным мастером показа рук: достаточно посмотреть на его снимки, чтобы убедиться в этом. Движение, жестикуляция, ритм и пластика рук портретируемого обычно умело подчёркивались, становясь доминантой портрета.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

 «У отца, — пишет дочь фотографа Ольга Грудцова, — было поразительное чутьё художника. Не имея не только высшего, но и среднего образования, порой не прочитав книг писателя, которого снимал, он улавливал неповторимую индивидуальность человека и характер его творчества. Снимок Блока сделан 25 апреля 1921 года. Крупным планом сфотографирована голова, но вы видите одни глаза. Огромные, серые, пронзительные. Отцу казалось, что Блок видит что-то невидимое. А Есенин! Отец как бы предугадал его судьбу. Есенин пришёл сниматься с товарищами — весёлый, кудрявый, золотоволосый херувим в галстуке «бабочкой». А на портрете он стоит с низко опущенной головой. Стоит обречённый.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета.

Снимок сделан за несколько дней до трагической гибели поэта». В снимках, сделанных мастером, заключён парадокс: с одной стороны, они полны раздумчивости, монументальности. С другой, подвижны, динамичны. «Нельзя забывать, — писал Наппельбаум, — что любое положение фигуры, каким бы спокойным оно ни было, — частный момент движения. Движение должно ощущаться в портрете, иначе в нём не будет жизни».


 

    |  следующая >

Отзывы о Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета

 
#1  Иван Добавлено: 11 февраля 2009
Спасибо! Начинает складываться представление о сильном мастере фотографии и художнике в целом.
#2  levirene Добавлено: 2 июля 2010
Коментарий
Наппельбаум был выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета. В основу этой манеры он положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма.
Мой интерес к Наппельбауму – вызван тем, что Моисей Соломонович «подарил» мне жену http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=962
в результате чего у меня возникла идея собрать, разбросанные по всему миру работы М С Наппельбаума.
Ко что у меня получилось:
http://www.rusalbom.ru/articles/default/nappelbaum.html
http://photo-element.ru/story/nappelbaum/nappelbaum.html
http://iso100.ru/blog_showfull/836.html
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/articles/article0285.html
http://www.pentaxnews.ru/articles/photohistories/nappelbaum_izvestnyiy_i_neizvestnyiy.htm
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer14/LLevinson1.php
http://7iskusstv.com/2010/Nomer3/Levinson1.php
http://www.pentaxnews.ru/articles/photohistories/m_s_nappelbaum_-_v_roli_svahi.htm
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1213
http://www.rusalbom.ru/articles/default/nappelbaum2.html
И все же я буду, благодарен всем, кто согласится поделиться со мной имеющимися у них материалами, относящимися к жизни и творчеству М С Наппельбаума, их можно послать на мой адрес:
Levinson Lev, rh. Zemach Ha-Sade 12-5, Maale Adumim, 98535, Isrsael (tel: 972-2-5355336)
или на мэйл: levirene@gmail.com

#3  Jxn2JSTX Добавлено: 17 июня 2013
BION I'm imesspred! Cool post!
#4  glxjyKibcDNI Добавлено: 19 июня 2013
It's a plesuare to find someone who can think so clearly
#5  sQotWsGHUDT Добавлено: 19 июня 2013
That kind of thikning shows you're on top of your game
#6  woqydrliMgvAFWl Добавлено: 21 июня 2013
lqyWI6 kmttsdsrmglj
#7  KPpQbzIzcAAAz Добавлено: 22 июня 2013
J27yQ7 zmiisjckykdp
#8  ffYBCgmLDRyoGlfOYV Добавлено: 22 июня 2013
hh15ch , [url=http://ugdvympapirj.com/]ugdvympapirj[/url], [link=http://vysrjatuksls.com/]vysrjatuksls[/link], http://relsysenykec.com/



Добавление комментария

Я зарегистрирован(а)
Получать ответы на e-mail.
Введите это же число:
Введите это же число


 

 
Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета
  
Моисей Наппельбаум: гений фотопортрета - фотошкола - статьи и советы о фотографии и фотосъёмке на digicam.com.ua. курсы фотографии
Цифрофые фотоаппараты:
 ▪ Canon  ▪ Casio  ▪ Fujifilm  ▪ Kodak  ▪ Nikon
 ▪ Olympus  ▪ Panasonic  ▪ Pentax  ▪ Samsung  ▪ Sony  ▪ UFO  ▪ ...
Инструкции к цифровым фотоаппаратам  ▪ Фототовары  ▪ Карты памяти
® digicam.com.ua 2005-2008

Обратная связь
Ссылки
Реклама